Минамото-но Ёсицунэ

Затравленный герой


Двадцать первый день, десятый месяц [1180]. Сегодня один молодой человек подошел к резиденции господина Камакура и попросил аудиенции. [Тои] Санэхира, [Цутия] Мунэто и [Окадзаки] Ёсидзанэ это показалось подозрительным, и они не хотели допускать его. Шло время. Наконец об этом услышал сам командующий и сказал: "Может быть, он Куро из Осю. Проведите его ко мне". Санэхира вызвал человека. И действительно, это оказался Ёсицунэ. Он немедленно позволил ему пройти к господину. Вспоминая события минувшего, они плакали.

Этот драматический эпизод из жизни Минамото-но Куро Ёсицунэ (1159-1189) описан в "Адзума кагами" ("История Востока"), официальной хронике событий, относящихся к первой половине Камакура Бакуфу, военного правительства, созданного его старшим братом Ёритомо (1149-1199), называемым здесь господином Камакура и "командующим" (буэ, или буэи). "Адзума кагами" в целом можно доверять, хотя она явно предвзято относится к Ёритомо и тем, кто служил под его началом. Здесь уместно сказать о титуле Ёритомо. Уже в возрасте 12 лет ему пожаловали ранг "действующего командующего" (гои но сукэ) Правого крыла стражи Внешнего дворца. Буэ, или буэи - китайское название (произносимое по-японски). Но ко времени описываемой встречи с братом он уже давно утратил этот титул; более того - в глазах двора Киото он был главарем мятежников. Ранг командующего ему вернули лишь два года спустя. Поэтому формально он не мог появляться в официальной хронике под именем господина Камакура.
Драматизм встрече братьев придают события, произошедшие до нее, так и то, что случится потом.
Минамото-но Ёситомо (1123-1160), отец братьев и правнук Ёсииэ, дважды активно участвовал в вооруженных столкновениях, ставших следствием борьбы за власть внутри императорского дома: смутах Хогэн (1156) и Хэйдзи (1159). В первом случае Ёсимото оказался на стороне победителей, но вынужден был обезглавить около десяти родственников, в том числе собственного отца и девять своих братьев. В ходе второй смуты его сторона потерпела поражение, он пытался бежать, но был убит в ванной комнате в доме человека, котором, он полагал, можно доверять. В итоге Тайра-но Киёмори (1118-1181), глава другого военного клана, который во время первого столкновения сражался на одной стороне с Ёситомо, а во время второго - на противоположной, поднялся на вершины власти и вскоре подчинил себе знать, ознаменовав тем самым полное изменение исторических отношений между аристократом-господином и воином-слугой.
После убийства Ёситомо началась охота и на его восьмерых сыновей. Старший сын, Ёсихира был схвачен и обезглавлен. Однако многие другие смогли, по счастливому стечению обстоятельств, избежать столь печальной участи. Ёритомо поймали, но отправили в ссылку, ибо мачеха Киёмори, увидев мальчика, сказала, что тот похож на ее умершего сына, и убедила Киёмори пощадить его. Ёсицунэ, еще младенец, также остался жив, потому что его мать (но не мать Ёритомо), отличавшаяся необыкновенной красотой, согласилась стать наложницей Киёмори в обмен на сохранение жизни своим трем сыновьям. Нет нужды говорить, что уцелевшие сыновья военного клана постоянно подвергались опасности. Ёритомо, Ёсицунэ и другие вынуждены были скрываться. Хотя, говорят, и Ёритомо, находясь в ссылке Идзу, и Ёсицунэ, вначале живший в храме на горе Курана к северу от Киото, а затем в Осю (север Симоноцукэ) пользовались значительной свободой передвижения.
О последующих десятилетиях тирании Киёмори говорили: "Тот, кто не принадлежал к клану Тайра, не считался человеком". Недовольство росло - и не только среди лишившихся власти аристократов и других кланов, но и во всем народе. Наконец, в четвертом месяце 1180 года принц Мотихито, не в силах более сдерживать разочарование и гнев, послал Ёритомо императорский указ (рёдзи), начинавшийся так:
Членам клана Минамото в провинциях трех областей Токай, Тосан и Хокурику, равно как и их воинам, приказывается как можно быстрее поймать и убить презренного священнослужителя Киёмори1 и тех мятежников, что следуют за ним.
Поначалу Ёритомо осторожничал. Но в следующем месяце до него дошли вести, что принц Мотихито начал действовать, но погиб в сражении вместе с Минамото-но Ёримаса, поддерживавшим его в востании2. Киёмори собирался отправить против Ёритомо войска, чтобы уничтожить его. Ждать больше было нельзя. В восьмом месяце Ёритомо поднял армию против Тайра. Но его первая битва с местными кланами на гори Исибаси закончилась поражением. Он едва избежал пленения и смерти.
Однако удача вновь сопутствовала Ёритомо: он смог быстро перегруппировать силы, а отправка армии Киёмори из Киото задержалась из-за конфликта между главнокомандующим и начальником штаба, так что когда, наконец, двенадцатого числа девятого месяца войска сошлись на реке Фудзи, армия Киёмори была незначительной и надломленной. Один из отрядов Ёритомо инсценировал нападение в тыл противнику, стаи птиц взмыли в небо из большого болота неподалеку, нарушив боевой строй воинов Тайра. Говорили, что командиры Тайра, решив, что все местные кланы восточных провинций выступили на стороне Ёритомо, наперегонки бежали обратно в Киото. Ёритомо хотел преследовать их, но часть вождей кланов выступила против, советуя прежде утвердиться в области Канто, а уж потом вступать в новое сражение. Ёритомо принял совет. На следующий день он встретился с Ёсицунэ.
Нам не известно, встретились ли двое братьев хоть раз за двадцать лет после гибели их отца. Также ничего не известно, за исключением указанного выше, как жил все эти годы Ёсицунэ. По всей видимости, детство он провел в храме неподалеку от Киото, ибо Киёмори приказал ему и еще двум сыновьям Токива стать монахами. В юности же он бежал на север под защиту Фудзивара-но Хидэхира (умер в 1187 году), хозяина обширной области Осю3. Не много сохранилось сведений и о том, что произошло после воссоединения его с Ёритомо. Известно лишь, что за год с небольшим, в период с первого месяца 1184 года по третий месяц 1185 года, он показал себя одним из самых блестящих полководцев за всю историю Японии, но потом подвергся преследованиям со стороны брата и умер.
Общее представление о взаимоотношениях между братьями дает еще один эпизод из "Адзума кагами", в котором Ёсицунэ появляется во второй раз. Двенадцатого числа седьмого месяца 1181 года, когда было завершено строительство сокровищницы новой святыни Хатимана Цуругаока, Ёритомо присутствовал на церемонии и подарил плотникам лошадей. Каждую лошадь вели на роскошных поводьях несколько человек.

Его высочество сказали господину Куро вывести лошадей, на что Куро ответил: "Сейчас никто не может указывать мне". Его высочество повторили приказание: "Когда здесь присутствует Хатакэяма Дзиро, Сануки Сиро и другие, как ты смеешь говорить, что никто не может указывать тебе? Должен ли я понимать тебя так, что ты считаешь это дело слишким низким для себя и не хочешь делать этого?"
Господин Куро испугался, немедленно встал со своего места и вывел двух лошадей.


1В 1167 году Киёмори принял буддийский обет.
2О Ёримаса см. Вступление и раздел о Ко-но Моронао.
3С помощью Ёсииэ Фудзивара-но Киёхара стал наследником клана Абэ, утвердил свою власть и создал прочную экономическую базу. Хидэхира, глава третьего поколения семьи, еще более укрепил позиции семьи в области, превратив последнюю фактически в независимое "царство".

Сайт создан в системе uCoz